ДИРЕКТОРНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ. И ИХ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ЦИФРОАНАЛОГОВЫХ. МОДЕЛИРУЮЩИХ КОМПЛЕКСАХ
7.1. Системы директорного управления
Системы директорного управления можно рассматривать как некий компромисс, позволяющий совместить положительные свойства автоматических систем и систем ручного (штурвального) управления с участием пилота. Автомат хорошо справляется с задачей управления лишь в стандартных условиях, на которые он рассчитан, однако обладает конечной надежностью. Пилот обладает высокой степенью приспособляемости, способностью анализа сложных ситуаций и принятия решения в непредвиденных обстоятельствах. В то лее время он быстро утомляется при выполнении однообразных действий, монотонной работы, связанной с анализом информации с нескольких приборов — индикаторов и выработке управляющих воздействий в стандартных условиях.
В директорных системах управления задача летчика состоит в отслслсивании командного сигнала, выдаваемого вычислителем на командный прибор. В существующих системах траєкторного управления этот вычислитель является общим как для автоматического, так и для директорного режимов и формирует сигнал, который в первом релсиме подается на автопилот, а во втором — на директор — ный (командный) прибор. Летчик, следовательно, в последнем случае выполняет роль исполнительного элемента.
Уменьшение количества приборов — источников информации — приводит к снижению напряженности пилотов и облегчает процесс управления в стандартных условиях. Однако, пилот, активно участвуя в процессе управления, при обнаружении отказа системы более легко переходит к процессу ручного управления. Такой же переход от автоматического режима (в котором пилот «пассивен») значительно слоленее [9].
Наиболее простым командный прибор получается в том случае, если реализуется метод компенсаторного слелеения, когда индицируется управляющий сигнал, представляющий при малых отклонениях линейную комбинацию параметров состояния системы. Такое формальное представление не вполне удобно. Дело в том, что при проектировании систем полуавтоматического управления приходится учитывать особенности пилотирования самолетов обычной схемы. Если рассматривать боковое и продольное двилеение, то для первого управлением молено считать крен, а для второго — тангаж. Именно эти переменные целесообразно выделить в качестве координат управления, а командный сигнал а представить в виде разности между заданным х3 и текущим х значением координаты управления. Тогда, рассматривая боковое и продольное двилеения
Рис. 7.1. Функциональная схема системы директорного управлення |
изолированно, можно представить структурную схему директорного управления в виде, показанном на рис. 7.1. На нем можно выделить два контура. Внешний — отражает движение центра масс и z-век — тор соответствующих переменных состояния. Внутренний — учитывает обратную связь по переменным состояния, характеризующим угловое движение. Среди этих переменных выделяется координата управления х. Темп процессов при угловом движении значительно выше, чем при движении центра масс, поэтому внешний контур можно назвать «медленным», а внутренний — «быстрым».
Выделение в командном сигнале координаты управления целесообразно еще и с точки зрения реализации метода слежения, при котором на приборе отдельно индицируются заданное и текущее значения этой координаты. Что же касается выбора в качестве координаты управления в боковом движении угла крена, а в продольном — угла тангажа, то подробный анализ, проведенный в [27], лишь его подтверждает. Все другие переменные трудно измерить с технической точки зрения и к тому же командные сигналы, формируемые на их основе, требуют больших затрат мускульной энергии пилотом. Заметим впрочем, что последнее соображение для управления самолетов с необратимыми бустерными системами и автоматами триммерного эффекта решающего значения не имеет. В пользу угла крена и тангажа как координат управления говорит и то обстоятельство, что именно на них накладываются ограничения по соображениям безопасности полета. Кроме того, переходные матрицы для системы линейного приближения от угла отклонения элеронов и руля высоты к углу крена и тангажа соответственно имеют нулевые корни (передаточные функции содержат интегрирующие звенья). При отработке ненулевых начальных условий (начальных рассогласований) человек-оператор вырабатывает такое управляющее воздействие, что переходный процесс в системе оказывается близким к экспоненциальному. Ясно, что при астатическом объекте это возможно, если оператор реализует простейший пропорциональный закон управления. Это — последнее соображение в пользу выбранных координат управления.
Анализ записей самолетных магнитных регистраторов параметров полета и экспериментов на тренажерах и испытательных стентах позволяет выявить ряд характерных особенностей директорного управления. Наиболее успешное управление имеет место при от
работке возмущений типа ненулевых начальных условий по положению.
Траектория с высокой степенью точности (практически совпадающей с достижимой в автоматическом режиме) соответствует программному движению. Возмущающее воздействие в виде постоянного ветра картину почти не меняет. Положение существенно меняется при полете в турбулентной атмосфере, при воздействии случайных порывов ветра. Тут сказывается ограниченность информации, содержащейся в командном сигнале [27]. Летчик вынужден обращаться к другим приборам, а также учитывать свои ощущения, прежде всего — величины перегрузок. Это приводит к увеличению запаздывания и, в конечном счете, к ухудшению точности отработки командного сигнала.
Если в командном сигнале присутствует информационная помеха (вызванная, например, флюктуациями курсовой и глиссадной радиолинии, радиопомехами, содержащимися в сигналах радиовысотомера и доплеровского измерителя скорости и угла сноса), то пилот вынужден выполнять фильтрацию полезного сигнала. Это также ухудшает точность управления. Но самым тяжелым является случай, когда совместно действуют внешние случайные возмущения и информационные помехи.
Практика показывает, что совместить функции фильтра и корректирующего звена пилот не может. Стремление поддержать командный сигнал на нулевом уровне входит в противоречие с задачей фильтрации. Программное движение может стать неустойчивым, поэтому пилот с помощью малых перемещений стабилизирует некоторые средние параметры полета, не стремясь отрабатывать командный сигнал. Фактически директорного управления в такой ситуации нет. Этим и объясняется значительное расхождение в точности между автоматическим и директорным режимами захода на посадку в возмущенной атмосфере и при информационных помехах.
Директорные системы с эталонной моделью. Применение на современных самолетах электрических проводных систем штурвального управления создает возможности реализации различных способов коррекции, применяемых в теории и практике автоматического управления.
Примером достаточно простого решения «в лоб» служит система с эталонной моделью, построенная по принципу следящей системы. Принцип ее построения заключается в следующем. Отклонения штурвала преобразуются в электрические сигналы, поступающие на вычислитель, в который заложена эталонная модель самолета.
Выходной сигнал модели сравнивается с текущим значением соответствующей переменной состояния объекта управления. Выделенный в результате сигнал ошибки отрабатывается рулевым приводом, при этом осуществляется слежение за заданным значением переменной состояния, которым и является выход модели.
Этот метод позволяет в некоторой степени обеспечить независимость выбора параметров обратных связей контура следящей системы с одной стороны и эталонной модели с другой. Действительно, параметры эталонной модели определяются желаемыми характеристиками управляемости самолета (с точки зрения пилота).
Характеристики контура следящей системы должны обеспечить, во-первых, возможно меньшие ошибки слежения, т. е. достаточно хорошее воспроизведение эталонного сигнала, а во-вторых, эффективное парирование внешних возмущений, действующих на самолет (стабилизацию его пространственного положения).
Рассмотрим более подробно особенности такой системы на примере системы управления продольным движением экспериментального самолета «Бичкрафт куин Эйр 80» [43].
Динамическая структурная схема системы содержит пульт управления, модель и самолет с рулевым приводом (датчики и преобразователи на рис. 7.2 не показаны).
Уравнение модели имеет вид
V gy = а22У, eyJTa 212^! wz=a62^ у а66шг “Ь
§н = Мш-
Для аналоговой системы этой модели соответствует передаточная функция
_ М^мі + І)
-*ш Р (7^/>2 + -*Tлр + 1)
Частоты сопряжений сом і = 1 /Т’м і и сом2= l/T’м2 выбирались из диапазона 0,5…1,5 с-1 и 0,8…4 с-1 соответственно.
Рассматривая часть схемы рис. 7.2, включающую самолет с рулевым приводом и обратными связями, как следящую систему, получим для нее (в непрерывном случае и при учете обратной связи по скорости) передаточную функцию разомкнутой системы:
Wcc(P)=~ = kV^)
Коэффициенты передачи k и ka выбираются из следующих соображений. Во-первых, должно быть обеспечено высокое быстродействие следящего контура, и, как следствие, малая динамическая ошибка, а значит, и хорошее соответствие эталонной модели. Во — вторых, необходимо эффективно парировать внешние возмущающие воздействия. Оба эти требования заставляют увеличивать передаточные числа k и ka. С другой стороны, при условии хорошего отслеживания задающего сигнала ■&£ пилот воспринимает динамические характеристики самолета, определяемыми параметрами эталонной модели.
Летные испытания экспериментальной системы показали уменьшение ошибки выдерживания глиссады в режиме захода на посад-
Следящая система
Рис. 7.2. Директорная система с эталонной моделью
ку із относительно спокойной атмосфере на 30%. Отзывы пилотов о системе были одобрительными. По-видимому, в сложных условиях при большой турбулентности следует ожидать и большего выигрыша.
Для этой же схемы проведены исследования характеристик системы пилот — самолет в режиме компенсационного слежения за задающим случайным сигналом, с равномерной спектральной плотностью в полосе 0,25 Гц. Вблизи частоты среза озс частотная характеристика системы аппроксимировалась выражением
Vn(j")WcU^=-—7— ■
Анализ системы и результаты экспериментального исследования показывают возможности улучшения характеристик управляемости, уменьшения рабочей нагрузки пилота.